26 сентября 2018 г.
Чем дольше длится экономический цикл и чем больше эйфория в разных классах активов, тем выше вероятность, что в какой-то момент придется искать выход из сложной ситуации. Мы можем лишь спекулировать на тему того, где будет источник паники в следующий раз, насколько масштабными окажутся последствия и как будут реагировать участники рынка, которые после прошлого кризиса лучше изучили психологию центробанков, – реальность же может оказаться совершенно непредсказуемой. Это значит, что невозможно все время оказываться со своими деньгами в нужное время и в нужном месте, однако снизить влияние негативных событий нам вполне по силам.
Ниже я приведу некоторые принципы, которые помогут подойти к возможному краху с надежным тылом, одновременно извлекая пользу и из сценария, при котором глобальная экономика годами будет расти без существенных сбоев.
1. Сбавьте обороты
Со словом «инвестирование» обычно ассоциируются недвижимость или акции, реже – облигации. Однако именно последние, как и другие аналогичные инструменты с фиксированным доходом помогут снизить чувствительность портфеля к панике на финансовых рынках.
На приведенном ниже графике показано, что индекс, отражающий движение акций 50 ведущих крупных предприятий еврозоны, во время кризиса 2008 года упал примерно на 60% и до сих пор не восстановился. Зато индекс облигаций инвестиционного класса предприятий того же региона потерял максимум 7%, полностью придя в себя после спада за девять месяцев.
- Индекс Stoxx 50 (левая ось)
- Bloomberg Barclays Euro Aggregate Corporate Total Return Index (правая ось)
Источник: Bloomberg
Исторически рынки акций предлагали более высокую производительность: собственники получают долю роста прибыли предприятий, и потенциал не ограничен. Но часть все же стоит пожертвовать в пользу производительности с чуть меньшим риском, чтобы смягчить последствия биржевого краха. Например, при прошлом кризисе в портфеле, в котором 40% составляли вышеупомянутые облигации, а оставшаяся часть – в акциях крупных фирм еврозоны (Stoxx 50), в самый черный момент потери составили бы не 60%, а 39%.
К сожалению, нельзя отрицать того факта, что после длившегося несколько лет роста цен найти привлекательные облигации стало сложнее, что также означает, что следующий кризис больнее ударит по данному классу актива.
2. Максимально длинный путь
Если бы моей целью было инвестировать в рынок акций всего на один день, то предсказание конечного результата, то есть роста или спада, было бы аналогично подбрасыванию монеты. Даже в годовой перспективе нельзя гарантировать, что моя инвестиция будет в плюсе, поскольку экономическая активность зависит от чувства уверенности потребителей и предприятий, на что могут повлиять и такие краткосрочные факторы, как, например, выборы, изменение законов, геополитика. Чем длиннее мы растягиваем инвестиционный горизонт, тем лучше мы даем проявиться амбициям людей дотянуться выше и дальше.
На следующем графике приведен барометр рынка акций США – индекс S&P 500: показана производительность в разные инвестиционные периоды начиная с 1970 года. Например, если бы 1 января я вложил свои деньги на 12 месяцев в фондовый рынок США, то в лучшем случае заработал бы 34% (1995), а в худшем – потерял 38% (2008). Чем больше период, тем меньше самые крупные потери, и если бы я инвестировал на целых 15 лет, то в худшем случае вынужден был бы смириться с 40-процентным ростом (2000–2014).
Синий: минимальная
Ораньжевый: Максимальная
Серый: Средняя
Источник: Bloomberg
3. Не стыдитесь свободных денег
Когда дела финансовых рынков идут хорошо, свободные деньги – это обычно последнее, что хотят видеть в портфеле. Здесь стоит брать пример с Уоррена Баффета, который не боится инвестировать даже при сегодняшнем уровне цен, так как в 20-летней перспективе результаты предприятий будут намного лучше. Но он не делает этого любой ценой, поэтому свободные средства в балансе Berkshire Hathaway достигли близких к рекорду 111 миллиардов долларов, что в 2,5 раза больше, чем в предкризисный пик 2008 года.
Даже если 10% или 20% портфеля хранятся в деньгах и не зарабатывают прибыли, в долгосрочной перспективе это может пойти портфелю на пользу, предложив ликвидность, которая нужна, чтобы ухватиться за возможности, возникающие при биржевом крахе и экономическом кризисе. Если же портфель на 100% инвестирован в рисковые активы и рынок упадет на 40–50%, купить фирмы с самым большим потенциалом можно будет, лишь реализовав спад какой-либо другой инвестиции. Уоррен Баффет и Чарли Мангер считают экономические спады облаками, из которых короткий период сочится золото. И собирают они его не ложками, а ваннами, причем насобирали уже немало.
(млрд USD)
Синий: Свободные деньги Berkshire Hathaway (млрд USD)
Источник: Berkshire Hathaway, LHV
4. Распределите покупки во времени
Если же Вы только сегодня решили заняться инвестированием, стоит рассмотреть вариант постепенного размещения денег на рынках. С учетом того, что через каждые 10–15 лет биржи сталкиваются с каким-либо серьезным кризисом, сейчас мы, скорее, ближе к сейсмическому периоду, чем к такому же 9-летнему росту, который мы наблюдаем с 2009 года.
Регулярно инвестируя небольшие суммы, мы извлечем выгоду из возможных спадов, поскольку средняя стоимость приобретенной ценной бумаги в портфеле пойдет вниз и таким образом поможет психологически справиться с более серьезными падениями. Но у такого подхода есть свои минусы: прежде всего это более высокая плата за сделку, ведь ценные бумаги покупаются не один раз, а несколько, к тому же средняя цена может пойти в рост, если тенденция к повышению курсов сохраняется на протяжении всего инвестиционного горизонта.
При инвестировании часто возникает желание как можно скорее достичь своих целей, и тогда забываются избитые истины о рассеивании рисков и терпении, которые обычно помогают портфелю добиться успеха даже при самых черных сценариях. Благодаря своей сравнительно простой философии инвестирования Уоррен Баффет стал третьим в рейтинге самых богатых людей, а когда основатель и исполнительный директор Amazon Джефф Безос спросил, почему люди не копируют его сделки, чтобы так же преуспеть, Баффет ответил: «Потому что никто не хочет богатеть медленно».
Эрко Ребане, аналитик LHV
Читать подробнее