27 февраль 2019 г.
Для написания этой статьи я решил поставить на себе один эксперимент, однако при проверке выдвинутой гипотезы я очень быстро пришел к совершенно иным результатам. Получается, что многие из нас живут с неверной моделью мышления: вместо того, чтобы после каждого похода в магазин считать оставшиеся на счету евро, стоило бы самим получать часть доходов продавцов и специалистов.
Проведено много исследований, анализирующих влияние изменений цен фондовых рынков и других классов активов на потребление. К примеру, Moody’s Analytics, Visa и Equifax в прошлом году выяснили, что треть из потраченных американцами в 2017 году на товары и услуги 12,7 триллионов долларов (рост на 2,7% по сравнению с 2016 г.) была мотивирована знанием, что ценность их дома или инвестированных накоплений возросла. Начиная с 2009 года в США в среднем четверть роста потребления была вызвана подвижками в классах активов.
Если оглянуться назад на финансовый кризис и период восстановления после него, то ключевую роль в облегчении ситуации сыграли центральные банки, понизившие процентные ставки и скупившие активы с целью создать эффект благополучия. Иными словами, это было вызвано желанием увидеть рост цен на активы — как на рынке недвижимости, так и на рынке ценных бумаг, чтобы их владельцы чувствовали себя более богатыми и не боялись снова начать тратить. Улучшение спроса, в свою очередь, подпитало чувство уверенности предприятий, благодаря чему фирмы начали чаще брать людей на работу, поднимать зарплаты, и это снова перешло в спрос.
За последние недели я лично ощутил этот эффект на себе. И если я обычно храню ценные бумаги на отдельном счете, то недавно я положил акции одного предприятия на счет, на котором веду свои повседневные расчеты и которым пользуюсь при оплате в магазине. Иными словами, размер расчетного счета колебался не только за счет поступления зарплаты, переводов и платежей в магазинах, а в уравнение включилось также колебание цены ценной бумаги.
И если обычно ежедневные изменения ценных бумаг в Вашем портфеле незаметны, так как находятся на других счетах, — многие наверняка заметили это и в плане пенсионных инвестиций второй и третьей ступени, — то ценные бумаги на моем расчетном счете привлекали мое внимание несколько раз в день. Более того, колебание цены ценной бумаги начало влиять на мои повседневные расходы.
Знание того, что обед обошелся мне в 5 евро, а вечером в магазине ушло 10 евро, но при этом состояние счета к концу дня понизилось на 75 евро, потому что акция в тот день упала на 6%, сделало мои траты в последующие дни более консервативными, потому что будущий финансовый буфер внезапно оказался меньше ожидаемого. Но точно так же, напротив, вызвала у меня прилив позитива ситуация, когда после заправки автомобиля на 50 евро средства на счету выросли на 100 евро благодаря мощному подъему цены на акцию. Главный вывод, к которому я пришел после всех этих колебаний — это то, что состояние счета могло благодаря тому, как шли дела у этого предприятия, улучшаться куда чаще, чем раз в месяц после получения зарплаты.
Кто уже сталкивался с этим или собирается повторить мой эксперимент, быстро придет к выводу, что у многих из нас модель мышления в корне неверна. Мы рассматриваем себя как потребителей, но на самом деле мы должны поставить себя в положение владельцев. И то, что вечерние очереди в кассы «Сельвера» ползут, как сонные удавы, между продуктовыми полками, должно не портить настроение, а порадовать тебя как акционера Таллинского Kaubamaja: ведь чем больше покупателей, тем больше прибыль и дивиденд для фирмы, который упадет в карман именно тебе, как одному из владельцев.
И если от акцизов на топливо или электричество порой аж дух захватывает, почему бы, будучи инвестором, не дать, к примеру, предприятиям Fortum или Neste самим оплатить их? Ну, или зачем искать деньги на отпуск, если его могут профинансировать акции и дивиденды Tallink? Мы много раз в день проводим свои кредитные и дебетовые карточки по терминалам разных торговцев, не думая о том, что часть этих денег могла бы вернуться в наши карманы через акции Mastercard и Visa. Разумеется, эти взаимосвязи между расходами и фирмами — лишь способ проиллюстрировать саму идею; никто не запрещает для покрытия, к примеру, расходов на обучение прибегнуть к помощи каких-нибудь международной ресторанной сети или поставщика облачных услуг.
Тот факт, что для операций с прибалтийскими ценными бумагами и приобретения паев пенсионного фонда III ступени в Эстонском центре ценных бумаг открыто чуть более тридцати тысяч счетов, показывает, сколь немногие в Эстонии уже изменили свой образ мышления и используют возможность через коммерческую деятельность биржевых компаний заработать себе обратно евро, вложенные в потребление.
Эрко Ребане, аналитик LHV
Читать подробнее