Как избавиться от головной боли после вечеринки по случаю выхода на пенсию

14 Июня 2022 г.

Обсуждение детских пособий и трагикомичная перепалка в Рийгикогу показывают, что происходит, когда поднимается тема, которую готовы поддержать все партии, но которая на самом деле не имеет источника покрытия. Кто бы не хотел дать детям больше? Но, как и в бюджете каждой семьи, в государственном бюджете тоже четко разграничено, что мы можем себе позволить, а что – нет.

Дети не ходят на работу и не зарабатывают деньги, поэтому взрослые должны определиться с тем, какое пособие на детей государство будет выплачивать родителям, сколько карманных денег нужно детям, какую зарплату платить учителям в детских садах, школах и вузах, как оплачивать счета за школьные обеды, кружки по интересам и все прочее необходимое. И таких молодых людей, за которыми наше будущее, у нас порядочно – почти каждый пятый житель Эстонии несовершеннолетний.

Пособие на ребенка vs пенсионное пособие

Не будем забывать, что сегодня каждый пятый эстоноземелец – человек пенсионного возраста. Как и дети, эти люди тоже не ходят на работу, и их доход зависит от размера получаемой ими пенсии (пособия). Но, в отличие от детей, у пенсионеров есть возможность влиять на свой доход. В течение своей трудовой жизни человек решает, сколько денег он потратит, сколько инвестирует и сколько накопит на будущее.

Здесь, однако, не стоит забывать, что как не все люди стоматологи или автослесари, точно так же не все они и инвесторы. При планировании своего будущего люди нуждаются в помощи государства, совете и руководстве. Необходимы конкретные рекомендации о том, что делать, чтобы на пенсии жить скромно, удовлетворительно, хорошо или очень хорошо. И эти рекомендации должны быть одинаково понятны представителям всех профессий.

Сегодня человек трудоспособного возраста при определении размера своей будущей пенсии имеет относительно ограниченный выбор. Во-первых, можно ежемесячно автоматически накапливать во II пенсионной ступени некую сумму на основании заранее установленного порядка (2% + 4%) или отказаться от своих взносов и в будущем полностью зависеть от государственной пенсии. После пенсионной реформы 2020 года более полумиллиона человек решили продолжить приумножать свои средства во II ступени.

Также можно решить, копить ли дополнительные средства в III ступени. 140 000 человек в Эстонии сделали на свой счет в III ступени взносы в размере хотя бы нескольких евро, но большинство из этих взносов носят нерегулярный характер или очень малы. Поэтому общий объем III ступени в 0,4 млрд евро в десять раз меньше, чем объем II ступени, который составляет 4,1 млрд евро.

Здесь и следует вступить в игру государству, объясняя людям, какой будет у них пенсия с учетом только средств I пенсионной ступени, какой – вместе со II ступенью и какими должны быть взносы в III ступень, чтобы они существенно повлияли на доход в будущем. Следует также пояснить, почему при достижении пенсионного возраста вместо единовременной выплаты имеет смысл предпочесть регулярные не облагаемые налогом выплаты в виде фондовой пенсии.

Чтобы пенсионеры могли в будущем жить хорошо или очень хорошо, должны быть созданы новые возможности для сбережений на будущее и инвестирования. Одной их них является, например, возможность регулярно откладывать больше во II ступень. Подобно тому, как это происходит в развитых странах Западной Европы и Скандинавии, наши предприниматели также имеют возможность делать дополнительные взносы во II пенсионную ступень своего работника, иначе говоря, вводить в Эстонии в действие долгожданную пенсию работодателя.

Если сейчас мы не создадим для людей и предпринимателей дополнительные возможности для увеличения доходов работников, т. е. будущих пенсионеров, то через десять-двадцать лет мы увидим в Рийгикогу трагикомичные препирательства по поводу государственных пенсионных пособий, напоминающие нынешние споры о детских пособиях. Как электричество не возникает из розетки, так и деньги не появляются сами собой из банкомата.

Пенсия работодателя и спортивная компенсация

Работодатели в Эстонии ожесточенно сражаются за рабочую силу. В этой ситуации возникает вопрос, почему работодатели не начали производить за своих работников отчисления в пенсионные фонды? В прошлом году работодатели произвели взносов в виде пенсии работодателя всего на пять миллионов евро. Причины, объясняющие эту крайне низкую цифру, лежат на поверхности – если работодатель сегодня делает взнос в пенсионный фонд работника, то в налоговом отношении это равносильно выплате зарплаты. Иными словами, государство вычитает второй пенсионный налог из пенсионной выплаты, а это значит, что для работодателя нет разницы, платит он человеку более высокую зарплату или делает взнос в пенсионный фонд. Эту ситуацию двойного налогообложения пенсионного взноса необходимо менять.

И в Эстонии уже есть такие примеры, когда работодателей с помощью налоговой политики подвигают к изменению своего поведения во имя лучшего и более здорового общества. Это достаточно серьезные рычаги воздействия: например, возмещение расходов на стоматологические услуги и компенсация занятий спортом побуждают людей заботиться о своем здоровье, от чего в конечном итоге выиграет государство. Точно так же государство выиграет от более стабильной экономической среды, если в будущем доходы пенсионеров вырастут. Квартальная спортивная компенсация в размере ста евро, освобожденная от налога на специальную льготу, имеет для государства такой же налоговый эффект, как и предоставление работодателю возможности перечислять два процента от заработной платы работника в пенсионный фонд работника без уплаты с них социального налога.

Трехмиллиардная брешь в государственной пенсионной кассе

На сегодняшний день чуть более 200 000 человек трудоспособного возраста и более 30 000 человек предпенсионного и пенсионного возраста покинули систему II ступени из-за личных финансовых трудностей или из-за непонимания преимуществ этой эффективной с точки зрения налогообложения системы накопления. В денежном выражении это означает, что люди накопительного возраста изъяли для своего потребления 1,8 млрд евро, а достигшие пенсионного возраста получили выплаты в объеме 0,3 млрд евро.
Государство получило или получает с этого в общей сложности около 400 млн евро единовременных налоговых поступлений. Кроме того, государственный бюджет будет ежегодно пополняться около 150+ млн евро дополнительных налоговых поступлений за счет покидающих систему II ступени. Несколько лет назад, когда шло планирование пенсионной реформы, я говорил об «организованном государством миллиардном грабеже», так вот сейчас половина этой суммы уже получена.

Результатом провальной пенсионной реформы стало еще большее недофинансирование пенсионной системы Эстонии. Демографические тенденции усугубляют проблему пенсий, а нечеткая коммуникация публичного сектора на эту тему сбивает людей с толку при принятии решения. Люди просто не знают, как поступить правильно.

Почему-то никто не хочет говорить и о том, что за последние 20 лет в государственной пенсионной кассе образовалась брешь более чем в три миллиарда евро. При этом мы знаем, что эстонские пенсии в соотношении со средней заработной платой одни из самых низких в Европейском Союзе, а время, проведенное эстонцами на пенсии, в соотношении с количеством отработанных лет одно из самых коротких. Все мы также знаем, что наше население стареет. Ожидания будущих пенсионеров в части дохода будут значительно выше, чем у нынешних пенсионеров, и превысят возможности государства при сохранении той же самой пенсионной системы. Если собственные возможности государства по увеличению пенсионных выплат I ступени в будущем могут оказаться очень скромными, то должны быть созданы соответствующие возможности и рычаги, чтобы уже сегодня в систему накопительной пенсии поступали дополнительные деньги от работников и работодателей. Как это принято в развитых странах.

Здесь уместно задать вопрос, какая часть дополнительных налоговых поступлений, полученных государством в результате разрушения II ступени, была реинвестирована в повышение будущих пенсий? Пенсионную систему Эстонии можно было бы укрепить, например, за счет создания возможности дополнительного добровольного взноса во II ступень, введения пенсии работодателя, популяризации фондовой пенсии на этапе выплаты, повышения потолка взносов в III ступень и индексации, а также создания возможности закладывать пенсионные паи при покупке жилья. Для укрепления пенсионной системы и снижения риска пенсионной бедности эстонцев на самом деле можно было бы предпринять множество шагов. Головную боль после вечеринки по случаю выхода на пенсию надо смягчить. Грядут выборы. Кто это сделает?


Йоэль Кукемельк
Член правления LHV Varahaldus

Читать подробнее