Эстония не может мириться с бедными пенсионерами

12 Апреля 2023 г.

Чуть больше года назад моя мама, которая продолжает работать учителем, оформила себе пенсию по старости. Она трудилась всю свою жизнь, и воспитание детей стало ее призванием. Я хорошо помню тот день, когда она позвонила мне после получения своей первой пенсии и сказала: «Наверное, здесь что-то не так: похоже, что часть денег отсутствует». Я проверил, увы, ничего не отсутствовало. Просто для человека, всю жизнь получавшего среднюю зарплату, при выходе на пенсию поступающая на банковский счет сумма действительно кажется маленькой. Когда я объяснил, что все в порядке, мама ответила: «Я конечно знала, что пенсия будет маленькой, но чтобы настолько...».

Математика не лжет

По состоянию на конец 2022 года в Эстонии было 308 тысяч пенсионеров по старости, средняя государственная пенсия в прошлом году составила чуть менее 600 евро, причем государство потратило на выплату этих пенсий 2,3 миллиарда евро, что составляет 16% от общих расходов государственного бюджета. В действительности за последние 20 лет в виде пенсий было выплачено даже больше, чем позволили бы поступления от социального налога. На 3 миллиарда евро больше, даже на 4 миллиарда евро без реформы оформления нетрудоспособности. То есть текущая система уже имеет тенденцию перегружать государство, даже несмотря на то, что пенсионер, получавший среднюю зарплату в течение всей жизни, имеет в итоге лишь 40% дохода в пропорции к средней зарплате.

И даже поддержание этого уровня с каждым годом становится для государства все сложнее. Сегодня ежегодно около 20 тысяч новых людей достигают пенсионного возраста, а 15 тысяч человек умирают. Число пенсионеров растет из года в год. В то же время количество работающих людей не увеличивается, поскольку ежегодно совершеннолетия достигают лишь около 13-14 тысяч человек.

Глас вопиющего в пустыне

В декабре 2022 года Министерство социальных дел опубликовало результаты проводимого министерством каждые пять лет исследования «Анализ устойчивости пенсионной системы Эстонии». Это документ объемом в 140 страниц, который для всех, кто знаком с миром пенсий, очередной раз подтвердил уже известные проблемы, однако, для общества в целом он по-прежнему звучит как глас вопиющего в пустыне. Будучи опубликован еще до выборов – должного внимания он не получил.

В анализе, подготовленном в сотрудничестве с компетентными чиновниками и экспертами, говорится, что «уровень относительной бедности пожилых эстоноземельцев один из самых высоких в ЕС», и добавляется, что «необходима широкая коммуникация: нынешние I и II пенсионные ступени обеспечивают лишь минималные средства к существованию на пенсии». Конечно, у политиков нет желания широко распространяться об этом, поскольку такое горькое послание вряд ли будет хорошо воспринято. Одну из самых отрезвляющих частей этого анализа находим на странице 24: «Нетто-коэффициент замещения пенсии в Эстонии является вторым самым низким в Европейском союзе и составляет менее 40%. Практически половина стран ЕС предлагает пенсионерам нетто-коэффициент замещения 70% и более». Мы вторые снизу, ниже нас только Литва – сурово, не правда ли?

Более солидарная государственная пенсия и 6+4+6 вместо 2+4

Как мы можем разрешить ситуацию? Тонкая настройка пенсионной системы и экстренное повышение пенсий на 20 евро не спасут положение. Необходимы более серьезные изменения. Вкладывать 2% во вторую ступень каждый месяц – замечательно, но это не принесет богатства в дом, когда вы достигнете пенсионного возраста. Это просто слишком мало. Если вы откладываете 2% в течение 45 лет работы, чтобы использовать их в течение 18 лет на пенсии, то эти 2%, сэкономленные в трудовой жизни, дают человеку на пенсии дополнительную покупательную способность примерно 5%. Это поможет повысить коэффициент замещения с 40% до 45%, а не до 70%.

Как мы можем достичь 70%? Поскольку у государства нет и не будет денег на выплату увеличенных пенсий, необходимо вовлечь как работников, так и их работодателей в более интенсивное накопление пенсий. Вместо 2% люди должны откладывать 6%. Эта возможность претендовать на более крупные взносы в рамках II пенсионной ступени станет доступной с 2024 года. Чтобы заставить работодателей также делать взносы за работников, необходимо отменить двойной пенсионный налог на пенсионные взносы работодателей, то есть взносы работодателя в пенсионный фонд работников должны облагаться социальным налогом в размере 13% (компонент страхования здоровья) вместо 33%. При этом взносы работодателей должны быть привязаны к взносам работников. Если работник вносит 2% в свой пенсионный фонд, государство добавляет 4%, а работодатель – 2%. Если работник вносит 4%, государство добавляет 4%, а работодатель – также 4%. Если человек может позволить себе вносить 6% во вторую пенсионную ступень, государство продолжит вносить 4%, а работодатель будет также вносить 6% в знак солидарности с работником.

В то же время введение пенсии работодателя могло бы сделать первую пенсионную ступень, то есть государственную пенсию, более солидарной, чтобы она зависела, например, от 25% зарплаты и 75% трудового стажа вместо нынешних 50% зарплаты и 50% трудового стажа. Это поможет нашим низкооплачиваемым работникам получать более высокую пенсию в будущем, а также побудит людей со средним или выше среднего уровнем зарплаты охотнее делать взносы в свои пенсионные накопления.

Эстонские пенсии могут достигнуть 70% от средней зарплаты – что является нормальным для остальной Европы: условием для этого являются изменения в размере взносов - вместо привычных 2%+4% мы должны в будущем ежемесячно вносить 6%+4%+6%. Для этих изменений должно быть желание и смелость действовать в этом направлении. Мы не должны мириться с тем, что слово «пенсионер» в первую очередь ассоциируется с эпитетом «бедный».


Cтатьz опубликованна в рамках конкурса мнений «Edukas Eesti», проводимого изданием Äripäеv.

Читать подробнее