18 Июль 2024 г.
Противопоставление пассивно управляемых пенсионных фондов активно управляемым фондам в последнее время стало довольно популярным. В то же время такое противопоставление не имеет смысла, поскольку нельзя сказать, что один лучше, а другой хуже, скорее, дело в разных инвестиционных стратегиях, сильные стороны которых проявляются по-разному.
Одним из преимуществ пассивно управляемого индексного фонда являются низкие платы, обусловленные тем, что все активы фонда направляются в индексы. Они, в свою очередь, отражают движение фондового рынка, поэтому нет необходимости привлекать топовых специалистов в своей области для оценки рисков в разных сферах. Последние год-полтора были временем прекрасного роста рынков, и именно поэтому может возникнуть ощущение, что это единственный правильный способ инвестирования.
История показывает иное
История показывает, что не все так просто. На самом деле существует множество активно управляемых фондов с несколькими классами активов, т. н. мультиактивных фондов, которые превосходят индексные фонды с пассивным управлением с точки зрения долгосрочной доходности. Например, фонд Йельского университета, легший в основу всемирно известной модели, которая часто используется для диверсификации инвестиций, спустя почти 40 лет показал среднюю доходность 13,7% годовых.
Как в жизни и бывает, обязательно найдутся и обратные примеры, но в целом в случае с мультиактивными фондами о долгосрочной доходности все же можно говорить, как правило, в двузначных цифрах процентов. Секрет такой доходности во многом заключается в диверсификации рисков, то есть в постоянном мониторинге классов активов и оценке рисков, а также выходе и входе в нужный момент.
В мультиактивном фонде имеется несколько классов активов, таких, например, как местная недвижимость, лес, стартапы, внебиржевые предприятия и т. д. У всех этих классов активов разные риски и разные ожидания доходности. Периодически также меняется то, какой из них в конкретный момент находится в центре внимания. Например, облигации сейчас гораздо более популярны, чем несколько лет назад, потому что приносимая ими доходность значительно выросла из-за увеличения базовых процентных ставок. Мы тоже последние полгода не покупали акции, сосредоточившись на сырье и золоте, поскольку эти классы активов в текущем экономическом цикле показывают свою силу.
Распространенный в мире способ накопления пенсии
Активно управляемые мультиактивные портфели эстонских пенсионных фондов не являются чем-то уникальным в мировой практике. Точно так же деньгами распоряжаются страны с наиболее успешными пенсионными системами в мире, такие как Финляндия, Канада или США. Опыт этих стран говорит, что долгосрочные, длящиеся десятилетиями инвестиции только в акции не имеют смысла, потому что существует множество не менее интересных или даже более результативных возможностей приумножения денег.
Что касается Эстонии, то следует учитывать, что, например, деньги во II ступень вкладываются здесь лишь немногим более двадцати лет. Это означает, среди прочего, что еще слишком рано делать окончательные оценки эффективности мультиактивных фондов, которые вложили туда средства, – обычно пенсионные сбережения рассматриваются как инвестиции на срок примерно 40 лет.
В прессе часто можно прочитать истории богатых людей об управлении своими активами – немного недвижимости, немного прямых займов предприятиям, владение портфелем акций и другими приглянувшимися им инвестициями. Мультиактивный фонд делает то же самое, размещая деньги в разных классах активов, к которым обычный человек с небольшими суммами иначе не может получить доступ.
Если фондовые рынки падают, то в случае мультиактивного фонда ожидаемую работу выполнит другой класс активов. Будь то недвижимость, лес, прямые инвестиции или облигации. Доходность поступает независимо от того, что происходит вокруг. В этом и заключается основная идея инвестиционной стратегии мультиактивного фонда. Поэтому вместо того, чтобы противопоставлять разные стратегии, важно понимать оба искусства и помнить, что в конечном итоге их красота всегда в глазах смотрящего.
Кристо Ойдермаа
Управляющий фондом